Комментарии и интервью

14 Февраль 2022

Сергей Храмов: о покорности и выборных фальсификациях российских учителей

Сергей Храмов: о покорности и выборных фальсификациях российских учителей

Как пишет ТАСС, в России 76% учителей имеют ставку зарплаты ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Удручающие показатели озвучило Минпросвещения на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

«Репортер64» пообщался на данную тему с генеральным инспектором труда общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России» Сергеем Храмовым:

- У нас есть закон об образовании, который предполагает подушевое финансирование этого самого образования – чем больше учеников в школе, тем больше денег школа получает. По факту получается страховой принцип, что просто чудовищно. Этот принцип применим в медицине: платишь некую сумму, и когда происходит страховой случай, то есть ты заболел, то тебе оплачивается лечение, компенсируется зарплата и т.д.

Но ты можешь прожить сто лет совершенно здоровым и не воспользоваться этими деньгами. А в образовании? Его должны получить все, и это не услуга, а функция государства. Из этого, из подушевого финансирования вытекают и проблемы с зарплатой учителей, которую, кстати, платят муниципальные образования, а никак не федеральный центр.

Второе: почему существуют ставки ниже МРОТ? Примерно 30 лет назад была принята ЕТС – единая тарифная сетка в бюджетной сфере. По ней существуют 18 разрядов: первый на уровне уборщицы, последний – руководителя. Тогда же министерство образования установило, и КЗОТ зафиксировал, что первая, самая низкая ставка может быть меньше минимальной оплаты, если это уравновешивается доплатами.

Помню, мы тогда очень возмущались и даже обращались в Верховный суд, который все же оставил это толкование в силе. Потом появился Трудовой Кодекс, в котором было сказано, что МРОТ – это сумма, меньше которой платить нельзя, минимальная ставка, и никакие доплаты – ни стимулирующие, ни «северные» в нее не входят. Но в 2007 году в это толкование была внесена поправочка, и в результате ставку на уровне МРОТ стало возможным получить включением в нее всяческих доплат, вплоть до тех же «северных».

В 2013-2015 гг. по этому вопросу шла оживленная дискуссия, с участием Верховного и Конституционного судов, в результате которой решили, что «северные» начисляются на основную ставку. Но насчет остальных надбавок, например, стимулирующих премий, решение осталось прежним – с их помощью низкую ставку по-прежнему можно поднимать до МРОТ.

И третье: откуда взяться большим зарплатам у учителей, если и сами ставки по ЕТС никогда не были большими? Когда президент привязал зарплаты учителей к экономическим показателям регионов, не было сказано самое главное: экономика должна определять размер не зарплаты, а именно ставки. Ставка учителя – не 40, а 18 часов в неделю. Это справедливо, но это же и дает ему возможность работать не на одну, а на полторы-две ставки. За счет этого и получается «большая» зарплата, а на деле это – чудовищная переработка и профессиональное выгорание.

Мы, наша организация, уже давно бьемся за то, чтобы все расчеты оплаты начинались именно со ставки, именно ставку надо сделать достойной основой зарплаты. А все это внутреннее совместительство и прочие иезуитские хитрости необходимо искоренить. Ну не может человек делать две работы в одно и то же время, как не может он и работать в полтора-два раза больше, чем позволяет ему элементарно физиология. Не могут так работать ни учителя, ни заводские рабочие, ни дворники. Подобная ситуация дает почву для различных злоупотреблений. Например, саратовские почтальоны за двойную работу получают зарплату не 200%, а всего 125%.

И наконец, имеющая сегодня место система оплаты труда учителей: фиксированная зарплата, определяемая субъектом федерации а то и муниципалитетом, у которых, как правило, денег нет никаких и ни на что, и плюс к этому какой-то процент к зарплате из внебюджетных средств, – сдала, например, школа в аренду актовый зал – распределяемый директором «с учетом мнения трудового коллектива». Понятно, что по этому «мнению» процент директора обычно в разы больше, чем процент любого рядового учителя. Понятно также, что при таком раскладе учителя верны директору, а не профессиональному долгу и не призванию. А дети все это видят – и гражданскую покорность, и участие в выборных фальсификациях, и прочее. Откуда тут взяться уважению к учителю как к профессионалу и как к личности?

Как можно переломить ситуацию? С помощью профсоюзов. Но на предприятии, на заводе и т.д. могут существовать и действовать несколько профсоюзов – это нормально. А в школе активность учителей, в том числе и профсоюзная, гасится просто – лишением дополнительной ставки-полуставки, лишением дополнительных внебюджетных выплат, и посреди ставочного дня будет еще и окно в 3-4 часа. Условная Мариванна становится после этого тише воды и ниже травы.

Иван Орлов

Источник: «Репортер64»