Уставные документы

17 Ноябрь 2012

Положение о Правовой инспекции труда Союза профсоюзов России (СПР) – общероссийского объединения профессиональных союзов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании и в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Трудовым кодексом Российской Федерации, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, Уставами профессиональных союзов, представленных в Союзе профсоюзов России (СПР) и Положением о Генеральной инспекции труда СПР.

Настоящее Положение является правовой основой деятельности должностных лиц Правовой инспекции труда Союза профсоюзов России, именуемой далее кратким наименованием «Правовая инспекция труда СПР».

1.2. Правовая инспекция труда СПР, самостоятельно, либо совместно с уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза в организациях, образуют систему профсоюзного контроля в учреждениях, организациях и на предприятиях, где работают и обучаются члены профессиональных союзов СПР.

1.3. Правовая инспекция труда СПР является структурным подразделением Генеральной инспекции (профсоюзной инспекции) труда СПР.

1.4. Правовая инспекция труда СПР осуществляет, в том числе и согласованные с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и объединений работодателей, действия по вопросам контроля за соблюдением трудовых прав членов профсоюза.

1.5. Правовая инспекция труда СПР взаимодействует с профсоюзными органами и иными представителями работников, Технической инспекцией труда СПР, органами государственного надзора и правоохранительными органами в осуществлении контроля за соблюдением трудовых прав работников.

1.6. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности Правовой инспекции труда СПР и ее должностных лиц по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, а также соблюдением законных прав и интересов работников, независимо от форм собственности и подчиненности соответствующих работодателей,  у которых действуют организации профессиональных союзов, представленных в СПР, или члены этих профсоюзов.

1.7. Правовая инспекция труда СПР является уполномоченным представительным органом каждого из профессиональных союзов, представленных в СПР, она самостоятельна в своих оценках соблюдения норм трудового права и руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регламентирующими нормы трудового права, Уставами профессиональных союзов, представленных в СПР, постановлениями Совета и/или Исполкома СПР и настоящим Положением, защищает права членов профсоюзов на всей территории Российской Федерации.

2. Функции Правовой инспекции труда СПР

2.1. Осуществление профсоюзного контроля (организация и проведение проверок) за соблюдением в организациях работодателями их представителями, а также должностными лицами законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (о профсоюзах, о труде, об охране труда и экологической безопасности, о коллективных договорах и соглашениях, о коллективных трудовых спорах и др.).

2.2. Защита законных прав и интересов СПР и профессиональных союзов СПР, их организаций и их членов от действий или бездействия работодателей, их представителей, должностных лиц, других ответственных лиц организаций, приведших к нарушению или ограничению трудовых прав и/или интересов работников.

2.3. Оказание практической и консультативно-правовой помощи уполномоченным (доверенным) лицам профсоюзов в организации, членам местных комитетов (профкомов),  членам профсоюзов, включая представительство в судах.

2.4. Участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам защиты трудовых прав работников, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.

2.5. Контроль, совместно с профсоюзным активом, за выполнением коллективных договоров и соглашений.

2.6. Анализ и обобщение причин нарушения трудовых прав работников и подготовка рекомендаций по их устранению. Подготовка предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты и местные нормативные акты, регламентирующие нормы трудового права.

2.7. Информирование соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения работодателями норм трудового права.

2.8. Изучение и обобщение проблемных вопросов по защите норм трудового права. Принятие в пределах своих полномочий необходимых мер для решения вопросов на месте.

2.9. Участие в работе по распространению правовых знаний, соблюдению требований законодательства о труде и профсоюзах.

2.10. Рассмотрение писем, обращений и заявлений профсоюзных организаций, членов профсоюзов по вопросам трудового права. Подготовка обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению установленных фактов нарушения прав заявителей.

2.11. Внесение на рассмотрение соответствующего профсоюзного органа предложений по вопросам защиты трудовых прав, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой области.

2.12. Оказание методической и практической помощи руководителям  профсоюзных организаций, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза в организациях по проведению ими контрольно-профилактической работы. Организация их периодического обучения и повышения квалификации.

2.13. Консультативная помощь и участие в обучении профсоюзного актива по вопросам защиты трудовых прав работников.

2.14. Расследование, с участием профсоюзного актива (при необходимости совместно с органами Рострудинспекции), случаев нарушений трудовых прав работников, а также случаев необоснованного расторжения трудовых договоров.

2.15. Внесение в соответствующие государственные органы и работодателям предложений по улучшению трудовых прав работников, а также о применении к виновным должностным лицам санкций (дисциплинарных, административных, уголовных) за допущенные нарушения в этой области.

2.16. Оказание помощи членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений (жалоб) в судебные органы в защиту законных трудовых прав работников и представление их интересов в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.

2.17. Подготовка предложений в Генеральное и иные трех – и двухсторонние соглашения. 

2.18. Подготовка предложений Комитету по труду и социальной политике Государственной Думы ФС РФ по совершенствованию законодательства о труде.

2.19. Подготовка предложений федеральному органу исполнительной власти по труду по совершенствованию нормотворчества о труде, надзора и контроля в области соблюдения трудового законодательства.

3. Организационное строение Правовой инспекции труда СПР

3.1. Общее руководство Правовой инспекцией труда СПР осуществляется Центральным Советом  СПР и Генеральным инспектором труда СПР.

3.2. Разрабатывает Положение о Правовой инспекции труда СПР, вносит предложения о дополнениях и изменениях к нему Генеральный инспектор труда СПР, избираемый Центральным Советом СПР с предоставлением ему полномочий Главного правового инспектора труда СПР, оговоренных настоящим Положением.

3.3. Должностными лицами Правовой инспекции труда СПР являются:

  • Главный правовой инспектор труда СПР.
  • Главный правовой инспектор труда профессионального союза, представленного в  СПР.
    • Правовой инспектор труда СПР.
    • Правовой инспектор труда профессионального союза, представленного в СПР.
    • Главный правовой инспектор труда СПР по субъекту Российской Федерации (ФО).
    • Главный правовой инспектор труда профессионального союза, представленного в СПР, по субъекту Российской Федерации (ФО).
    • Правовой инспектор труда СПР (профсоюза СПР) по субъекту Российской Федерации (ФО).
    • Правовой инспектор труда СПР (профсоюза СПР) по городу, району.

3.4. Главный правовой инспектор труда СПР назначается и освобождается от должности решением Генерального секретаря СПР по представлению Генерального инспектора труда СПР. Главный правовой инспектор труда профессионального союза, представленного в СПР, назначается и освобождается от должности решением выборного органа соответствующего профсоюза или распоряжением Генерального инспектора труда СПР по представлению председателя соответствующего профсоюза.

3.5. Главный правовой инспектор труда СПР по субъекту Российской Федерации утверждается и освобождается от должности распоряжением Генерального инспектора труда СПР по представлению соответствующего регионального координатора территориальных организаций профессиональных союзов, представленных в СПР, или непосредственно Генеральным секретарем СПР.

3.6. Должностные лица Правовой инспекции труда СПР осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим положением и должностными инструкциями в тесном взаимодействии с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов о труде, в первую очередь – с Государственной инспекцией труда Российской Федерации (Рострудинспекцией) и ее региональными и территориальными органами.

3.7. Должностные инструкции должностных лиц Правовой инспекции труда СПР разрабатываются на основании Типовой должностной инструкции Главного правового инспектора СПР и утверждаются Генеральным секретарем СПР.

3.8. Должностные лица Правовой инспекции труда СПР после зачисления на должность, а также не реже чем раз в 3 года, проходят обучение и аттестацию по разработанной и утвержденной Советом СПР программе.

3.9. Местонахождение офиса должностного лица Правовой инспекции труда СПР определяется соответствующим профсоюзным органом с учетом сложившейся практики.

3.10. Правовой инспектор труда СПР непосредственно подчиняется руководителю соответствующей профсоюзной организации СПР.

3.11. Руководитель соответствующей организации СПР вправе поручить правовому инспектору труда профсоюза, с учетом его знаний и практического опыта, выполнять отдельные функции и полномочия технического инспектора труда СПР.

3.12. Должностные лица Правовой инспекции труда СПР должны быть членами профсоюзов СПР.

3.13. Должностным лицам Правовой инспекции труда СПР выдаются удостоверения установленного образца. Удостоверение заверяется круглой печатью и подписывается председателем соответствующего отраслевого профсоюза СПР или Генеральным секретарем СПР или Генеральным инспектором труда СПР.

3.14. При прекращении полномочий должностного лица Правовой инспекции труда СПР его удостоверение изымается руководителем соответствующего органа СПР или ГИТ СПР.

3.15. Финансирование деятельности должностных лиц Правовой инспекции труда СПР осуществляется из денежных средств СПР, соответствующих организаций СПР.

4. Главный правовой инспектор труда СПР

4.1. Координирует деятельность Главных правовых инспекторов труда СПР по субъектам Российской Федерации и других должностных лиц Правовой инспекции труда СПР.

4.2. Информирует Главных правовых инспекторов труда СПР по субъектам Российской Федерации о новых нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права.

4.3. Разрабатывает рекомендации для Генеральной инспекции труда и Центрального Совета СПР в целях повышения эффективности работы Правовой инспекции труда СПР.

4.4. Готовит предложения Генераьному инспектору труда СПР о проведении семинаров-совещаний должностных лиц Правовой инспекции труда СПР по обучению и повышению их квалификации.

4.5. Обобщает отчеты всех правовых инспекторов труда, составляет сводный ежегодный отчет и направляет его в ГИТ СПР и в ЦС СПР.

5. Полномочия (права) должностных лиц Правовой инспекции труда СПР

5.1. Должностные лица Правовой инспекции труда СПР имеют право:

  • представлять интересы членов профсоюзов СПР и профсоюзных организаций СПР в процессе разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
  • Беспрепятственно посещать организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения (рабочие места),  в (на) которых работают члены профсоюзов СПР, для проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, охраны труда и экологической безопасности, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о соблюдении норм трудового права работников в организациях.
  • При выявлении нарушений требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, охраны труда и экологической безопасности, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений составлять акты о нарушении норм трудового законодательства.
  • Осуществлять выдачу работодателям обязательных для рассмотрения в недельный срок требований об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, прав членов профсоюзов СПР и профсоюзных организаций.
  • Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности (дисциплинарной, административной и уголовной) должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов содержащих нормы трудового права.
  • Принимать участие в разработке законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Давать разъяснения профсоюзным организациям по вопросам трудового законодательства, прав и обязанностей членов профсоюзов, действий должностных лиц и работодателя.
  • Проводить экспертизу действующих и проектов заключаемых коллективных договоров и соглашений.
  • Участвовать в качестве членов или экспертов в работе комиссий по разработке и заключению коллективных договоров и соглашений.
  • Участвовать в примирительной комиссии и составе трудового арбитража при урегулировании коллективного трудового спора.

6. Заключительные положения

6.1. Жалобы на решения, принятые правовыми инспекторами труда СПР, рассматриваются соответствующими органами профессиональных союзов СПР, Генеральным инспектором труда СПР. Окончательные решения принимает Центральный Совет СПР.

6.2. Результаты инспектирования оформляются должностными лицами Правовой инспекции труда письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:

  • акт формы 1-ПИ о нарушении трудового законодательства (приложение №1)
  • требование формы 2-ПИ об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (приложение №2);
  • требование формы 3-ПИ о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (приложение №3).

6.3. Должностные лица Правовой инспекции труда ведут учет своей инспекторской деятельности по всем аспектам функциональных обязанностей и отчитываются перед соответствующей организацией СПР.

6.4. На основании данных учета инспекционных проверок и соответствующих документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, других данных о своей работе, должностные лица Правовой инспекции труда составляют ежегодные отчеты о своей работе.

6.5. Должностные лица Правовой инспекции труда несут ответственность за принимаемые решения, достоверность и объективность данных их отчетов.